Неисправный и без лицензии
Число погибших при катастрофе "Булгарии" может превысить 120 человек
Днем 10 июля на Волге в Камско-Устьинском районе
Татарстана затонул теплоход "Булгария", следовавший по маршруту
"Болгары-Казань". Погибшими официально числятся 13 человек, однако в
теплоходе водолазы насчитали 110 тел. Как выяснилось, судно отправилось в
рейс с неисправным двигателем и без лицензии.
Двухпалубный пассажирский теплоход "Булгария" затонул в Куйбышевском водохранилище 10 июля в 13 часов 58 минут. Согласно официальным данным,
на теплоходе должны были находиться 148 пассажиров (они приобрели
туры), а также 23 члена команды и 8 человек обслуживающего персонала -
всего 179 человек (по данным Минтранса - 185).
Однако в действительности пассажиров было гораздо больше. Как говорится в
сообщении Приволжского следственного управления на транспорте СК РФ,
проверяется информация о том, что на судне были люди, в том числе дети,
без билетов. В сообщениях новостных агентств приводилась разная
информация о числе людей, находившихся на борту - от 196 до 199 человек,
включая 59 детей. Позднее глава МЧС Сергей Шойгу заявил, что на борту "Булгарии" было 208 человек. 25 человек, по его словам, не были зарегистрированы.
Очевидцы сходятся в том, что "Булгария" затонула очень быстро. "Судно
накренилось на правый бок и ушло на дно за три минуты..., - рассказал
собеседник РИА Новости. - Никто ничего не понял". О катастрофе, которая произошла в 2560 метрах от правого берега Волги, службам спасения сообщил капитан проходившего теплохода "Арабелла" - это судно подняло
на свой борт 76 человек (53 пассажира и 23 члена команды и экипажа),
которых позднее доставили в Казань. Трех человек на некотором удалении
подобрал "Метеор". По словам очевидцев, мимо тонущих людей прошли еще
два судна, но не остановились. Один пассажир доплыл до берега сам.
Тело первой погибшей было обнаружено вечером того же дня. К 10:30
понедельника, 11 июля, спасатели подняли с борта теплохода еще 11 тел.
Всего водолазы насчитали на борту "Булгарии" , затонувшего на глубине
около 20 метров, 110 тел. Достоверно общее число погибших пока
неизвестно, поиски продолжаются, однако по числу жертв эта катастрофа в
любом случае стала крупнейшей в истории российского пассажирского флота за четверть века.
Поначалу информация о числе жертв была занижена вдвое. Вечером 10 июля
начальник пресс-службы Приволжского регионального центра МЧС России Олег
Зугеев сообщил "Интерфаксу",
что 82 человека с "Булгарии" были подняты на борт "Арабеллы", а еще 85
человек спасли другими способами. Эта информация была опровергнута почти
сразу же - выяснилось, что спасли всего 84 человека (в основном это те,
кто поднялся на борт "Арабеллы"). Список спасенных, пострадавших и
погибших размещен на сайте МЧС Татарстана.
Поисковая операция продолжается. Кого-то из спасшихся могло отнести
течением. В затонувшем судне, возможно, образовались полости с воздухом,
где могли находиться люди. Однако, по последним данным, живых на борту
нет. Операция затруднена из-за сильного ветра. Извлечь тела погибших с
теплохода также непросто. По словам главы Приволжского регионального
центра МЧС РФ Игоря Паньшина, из-за сильного течения судно
переваливается с одного борта на другой, из его трюма вытекает топливо.
| Сотрудник
МЧС России несет снаряжение, используемое в работах по извлечению тел
погибших на затонувшем теплоходе "Булгария". Фото РИА Новости, Егор
Алеев. Открыть фотогалерею |
Причины катастрофы пока не ясны. Среди возможных называются техническая
неисправность теплохода, его перегруженность, плохие погодные условия.
Уголовное дело возбуждено по части 2 статьи 263 УК РФ (нарушение правил
безопасности движения и эксплуатации морского транспорта).
Версия, в пользу которой пока говорят имеющиеся факты и слова очевидцев -
техническая неисправность "Булгарии". Как говорится в сообщении
Приволжского управления Следственного комитета на транспорте, теплоход
вышел в рейс из Казани, несмотря на неисправность главного левого
двигателя. Кроме того, как сказано в сообщении, при выходе 10 июля из
Болгар у теплохода имелся правый крен. Это могло быть следствием,
например, того, что не были освобождены канализационные емкости.
Возможно, топливо было только в правом баке.
В прессе и блогах появилось немало свидетельств того, что судно имело
технические неисправности и ранее. Как рассказал собеседник
"Коммерсанта", теплоход не раз был близок к аварии и однажды из-за
сильной качки чуть не перевернулся. В августе прошлого года на рейсе
Казань - Самара пассажиры "Булгарии" позвонили в службу спасения и
сообщили, что в течение нескольких часов на борту не было света и воды,
были забиты санузлы. В ходе предыдущего рейса, согласно сведениям,
которые приводит "Московский комсомолец", у "Булгарии" несколько раз глох двигатель.
Вместе с тем, как указано
в сообщении Минтранса, очередное освидетельствование теплохода было
проведено 15 июня 2011 года, техническое состояние судна признали
годным. "В период с 2007 по 2011 годы значительных замечаний по
техническому состоянию не было", - говорится в сообщении.
По словам начальника приволжского регионального центра МЧС Игоря
Паньшина, которого цитирует РИА Новости, судно могло перевернуть боковой
волной. Источник, близкий к следствию, сообщил "Интерфаксу", что одной
из причин катастрофы могло стать то, что через открытые иллюминаторы в
судно заливалась вода. По словам собеседника агентства, системой
кондиционирования "Булгария" оснащена не была.
Возможно, к катастрофе привело совпадение нескольких обстоятельств. По
словам очевидцев, в момент крушения была гроза и сильный ветер (однако
шторма не было).
Среди возможных причин называют и возраст теплохода - его построили в
1955 году в Чехословакии (в советское время судно носило название
"Украина").
Правоохранительные органы уже провели выемки документации у
субарендатора судна - ООО "Аргоречтур", а также у владельца - ОАО
Судоходная компания "Камское речное пароходство" и арендатора - ООО
"Бриз" (эти данные приводит Приволжское СУ на транспорте). Как
выяснилось, "Булгария" вышла в круиз без лицензии. В Минтрансе для
изучения обстоятельств случившегося создана специальная комиссия. По данным "Российской газеты", ее возглавил замминистра транспорта Виктор Олерский.
Как заявил Сергей Шойгу, теплоход планируется поднять со дна Волги. На это потребуется четыре-пять суток.
|