Изменения в ПДД РФ, вступающие в силу с 20 ноября 2010 года
Поправки, касающиеся пешеходов.
Поправки в ПДД исключают все двойные толкования того, как именно
водитель должен уступить дорогу пешеходу. В пункте 14.1 четко прописано,
что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому
пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться, чтобы
пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее
для перехода. Пешеходы теперь могут чувствовать себя на дороге в большей
безопасности.
В новой редакции ПДД также уточнена формулировка по вопросу пешеходов и
машин со спецсигналами. Пешеход при приближении машин с включенным
проблесковым маяком синего или красного цвета и специальным звуковым
сигналом обязан воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы,
находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.
Пристегиваться обязаны все. Исключений больше нет.
Всем российским водителям, которые сели за руль, придется
пристегиваться в обязательном порядке. В настоящее время не
пристегиваться ремнями безопасности имеют право только две категории
водителей - инструкторы, обучающие вождению, во время занятий, и в
населенных пунктах водители и пассажиры автомобилей оперативных служб,
имеющих специальную цветографическую окраску. Исключений больше не
будет. Согласно проведенным исследованиям, использование ремней
безопасности является чрезвычайно эффективным профилактическим средством
и практически на 50% снижает тяжесть последствий при ДТП. Несколько лет
назад российские водители, несмотря на все увещевания и разъяснительную
работу, пристегивались крайне неохотно, но после увеличения штрафа за
неиспользование ремней безопасности большинство водителей и пассажиров
стали пристегиваться, и как результат снизилась тяжесть последствий при
ДТП.
Ближний свет стал обязательным.
С вступлением поправок в силу все транспортные средства в светлое время
суток будут ездить с включенным ближним светом фар или дневными
ходовыми огнями, что должно также поспособствовать сокращению числа
аварий. Эти поправки были приняты с учетом опыта европейских стран в
целях повышения безопасности дорожного движения. С ближним светом ездят
постоянно водители многих стран мира и, как показывает практика, это
приносит положительный эффект. Уже на протяжении пяти лет в обязательном
порядке водители должны включать ближний свет при движении вне
населенных пунктов. С 20 ноября т.г. эта норма распространится и на
населенные пункты. Машина, которая едет с включенным ближним светом фар,
заметнее для пешеходов и других водителей. Это позволит им лучше
ориентироваться, например, в неблагоприятных погодных условиях -
сильного тумана, ливня.
Также поправки вводят в оборот новый термин - "дневные ходовые огни",
его включение обусловлено требованием Конвенции о дорожном движении 1968
года. "Дневными ходовыми огнями” уже комплектуется ряд автомобилей
иностранного производства, которые включаются автоматически при начале
движения машины.
Изменения в КоАП РФ, вступающие в силу с 21 ноября 2010 года
Выезд на трамвайные пути встречного направления.
Путем исключения из диспозиции части 3 статьи 12.15 Кодекса и включения в часть 4 данной статьи «выезда на трамвайные пути встречного направления»
усиливается ответственность за совершение указанного деяния.
Ответственность за это нарушение, как и за выезд в нарушение ПДД на
полосу, предназначенную для встречного движения, будет наступать в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.
Кроме того, в целях пресечения выезда в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, санкция части 4 статьи 12.15 Кодекса дополнена штрафом в размере 5000 рублей, который будет налагатьсяза совершение указанного деяния, зафиксированного исключительно при помощи средств автоматической видеофиксации.
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.
Норма, предусмотренная статьей 12.16 Кодекса («несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги»), становится частью 1 той же статьи, при этом устанавливается ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 300 рублей (в настоящее время — предупреждение или штраф 100 рублей).
Запрещенные повороты налево и развороты.
Норма, находившаяся в части 3 статьи 12.15 Кодекса и предусматривавшая
ответственность за выезд в нарушение ПДД на сторону дороги,
предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом или
поворотом налево, в связи с внесенными изменениями в Правила дорожного
движения (пункт 9.2) включена в новой редакции («поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги») в часть 2 статьи 12.16 Кодекса. Санкция за правонарушение осталась прежней – штраф от 1000 до 1500 рублей.
Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.
Статья 12.16 Кодекса дополняется частью 3, предусматривающей установление ответственности за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Наказание предусмотрено в виде административного штрафа в размере 5000 рублей либо лишения права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.
В настоящее время данное нарушение, в соответствии с позицией,
изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 24 октября 2006 года N 18, наказывается по части 4 статьи 12.15
Кодекса, предусматривающей ответственность в виде исключительно лишения
права управления.
Выделяя указанное нарушение в отдельную норму, законодателем было
принято решение об установлении штрафа в размере 5000 рублей в качестве
альтернативного наказания. Данная мера связана с тем, что во многих
городах идет изменение схем организации дорожного движения, вводится
одностороннее движение на участках дорог, ранее являвшихся
двухсторонними, и нарушения водителей зачастую вызваны не умыслом, а
невнимательностью, когда человек едет знакомым маршрутом и действует,
что называется, «по привычке», не замечая установленные знаки,
запрещающие въезд в нужном ему направлении.
Поправки в ПДД исключают все двойные толкования того, как именно водитель должен уступить дорогу пешеходу. Водитель автомобиля, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить людей, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для перехода. Кузин пояснил, что водитель при этом должен поступать, исходя из ситуации.
«При многополосном движении, если пешеход вступил на проезжую часть, но идет слева направо и еще далеко до полосы, по которой едет водитель, то, исходя из дорожной обстановки, водитель может спокойно проехать. Однако если пешеход непосредственно вблизи машины, то водитель обязан остановиться и его пропустить», — подчеркнул Кузин.