Власти думают об экологическом будущем Астрахани Экологи бьют тревогу: атмосферный воздух в Астрахани с каждым годом становится все грязнее. Специалисты уже советуют горожанам не покупать квартиры в домах на оживленных улицах, а чиновникам рекомендуют активнее развивать пассажирский электротранспорт — троллейбус. МАГИСТРАЛЬНЫЙ ВЫХЛОП Тема загрязненности воздуха в Астрахани была поднята на одном из последних заседаний общественной палаты. По данным природоохранной прокуратуры по Астраханской области, атмосферный воздух загрязнен в основном выбросами автомашин (более 60%). «По городу отмечается повышенный фон по оксиду углерода и диоксиду азота, — рассказала старший помощник природоохранного прокурора по Астраханской области Елена Селезнева. — Наиболее высоки эти показатели вблизи автомагистралей. Несмотря на то что уровень загрязнения не превышает 3 ПДК, он оценивается как повышенный». За последние пять лет выброс вредных веществ в атмосферу от стационарных источников значительно сократился, а от машин наоборот — увеличился, и это неудивительно. Если 1 июля 2009 года по Астрахани в ГИБДД было зарегистрировано около 115 тысяч единиц автотранспорта, то в этом году их уже более 159 тысяч. «Область повышенного загрязнения атмосферы наблюдается вблизи автомагистралей и на крупных перекрестках, где всегда скапливается много транспорта, например, на пересечении улиц Яблочкова и Авиационной, на Николая Островского», — сообщила начальник ЛМЗАВ ГУ «Астраханский ЦГМС» Светлана Абдрезакова. В этом списке также улицы Боевая, Ленина, Адмиралтейская, Кубанская и т.д. ЗАЛОЖНИКИ СИТУАЦИИ «Наш город в силу своего градостроительного плана достаточно тяжелый — узкие улицы становятся отстойником для выхлопных газов, — пояснила заместитель руководителя Роспотребнадзора по Астраханской области Валентина Карасева. — Почему, скажем, предельная скорость движения в городе установлена не 80 и не 50, а 60 км в час? Именно на эту скорость у легковых автомобилей приходится минимум вредных выбросов. При резком же увеличении или уменьшении скорости движения выброс возрастает более чем вдвое». Облегчить ситуацию на магистралях, по ее мнению, могли бы высадка зеленых насаждений и развитие электротранспорта. А пока горожанам, живущим вдоль оживленных улиц, специалисты советуют плотно закрывать окна, потому что такое «проветривание» кроме вреда ничего не дает. Между тем, по словам риелторов, экологический фактор пока не влияет на выбор горожанами района при покупке жилья. Недвижимость в самой загрязненной части города — в центре — по-прежнему в цене. «При выборе квартиры горожане ориентируются, в основном, на средства, которыми они располагают, — рассказал председатель АРО «Палата недвижимости» Дмитрий Поливанов. — Квартиры приобретают как в центральных районах Астрахани, так и на окраинах, не задумываясь об экологичности территории». ЧТО ДЕЛАТЬ? Среди предлагаемых мероприятий значатся увеличение площади зеленых зон общего пользования, развитие городского электротранспорта и сокращение количества машин на городских улицах. Генплан развития города, принятый в 2007 году сроком на 25 лет, предусматривает увеличение площади зеленых зон с нынешних 3,6 кв. м на одного жителя до 16 кв. м. «Однако основными мероприятиями по охране атмосферного воздуха должно стать не только создание зеленых зон, но и пробивка новых дорог и транспортных развязок, — считает главный специалист сектора экологии отдела эксплуатации объектов благоустройства и дорожного хозяйства комитета по ЖКХ администрации города Астрахани Татьяна Попова. — Основная масса загрязнения воздуха складывается из выбросов от передвижных источников, и чтобы сократить транспортные выбросы, необходимо разгрузить астраханские дороги и магистрали. Точечно эту проблему не решить, поэтому для ее ликвидации требуются комплексные меры». В качестве одной из них предлагается развивать электротранспорт, замещая им многочисленные автобусы и «ГАЗели». «На сегодняшний день городской электротранспорт занимает лишь 4% в городских перевозках, хотя мог бы использоваться на 30-40%, — считает начальник управления транспорта и пассажирских перевозок Астрахани Виктор Сибирев. — Это бы разгрузило астраханские улицы, и, соответственно, снизило бы загазованность воздуха. В наших планах — освобождение центра города от автобусов средней и малой вместимости, чтобы центральные улицы обслуживал только городской электротранспорт». ЕСТЬ ФАКТЫ Ежегодно один автомобиль поглощает из атмосферы около 4 тонн кислорода, выбрасывая с выхлопными газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Оксид углерода (CO) образуется при неполном сгорании органических соединений. Попав с воздухом в легкие, СО проникает в кровь почти с той же скоростью, что и кислород, замещает его в молекуле оксигемоглобина, и тот превращается в карбоксигемоглобин. Это ведет к кислородному голоданию клеток и тканей, особенно опасному для клеток нервной системы. Диоксид азота (NO2) образуется в процессе горения топлива в воздушной среде. При контакте с влажной поверхностью из оксидов образуются кислоты — азотистая и азотная, которые поражают слизистые оболочки, бронхи, альвеолярную ткань легких и т.д. Екатерина СОЛОМАТИНА ("Горожанин" № 35 от 18 августа 2010 г.)
|